?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Хохлома

Почему-то многие считают, раз "золотая хохлома" - значит в ней золото:) Ничего подобного, эффект такой. Рассказываю порядок. Липовая заготовка, два года сушится, чтоб уж точно никаких неожиданностей в виде трещин. Вытачивается заготовка. Покрывается тонким слоем жидкой глины (посуда ведь потом термообработке подвергаться будет), затем льняное масло. Затем наносится серебрянка, тот самый порошок, который был популярен в СССР для бытовых нужд, разводился олифой в нужной пропорции, красили батареи, гаражи... Затем собственно роспись, два вида - верховая (рисунок по этому самому серебряному фону) и "под фон" (то есть наоборот, фон закрашивается черным). Затем пищевой лак, который и придает серебрянке этот самый "эффект золота" после термообработки.
Мотивы - растительные, "все травы а цветы", рыбы, Жар-птицы. Посуда украшала крестьянские праздники, свадьбы.
Легенда: "Жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки".
Зарождение хохломского промысла искусствоведы относят ко второй половине XVII века.
Впервые упоминание о селе Хохлома встречается в документах XVI века. Еще при Иване Грозном о Хохломе знали как о лесном участке под названием «Хохломская Ухожея» (Ухожея — место, расчищенное от леса под пашню). Первыми художниками, вероятно, были "утеклецы"-беглецы, укрывшимися здесь от гонений за «старую веру», от царского произвола, помещичьего гнета. Среди них были и художники-иконописцы, и мастера рукописной миниатюры. На скудной земле прокормиться крестьянским трудом было нелегко, и беглые люди приноровились расписывать деревянную посуду, которую здесь исстари точили местные мастера.
Картинки:






Comments

( 2 comments — Leave a comment )
sirena7
Jan. 20th, 2012 03:11 pm (UTC)
Красиво необыкновенно. Радует глаз, веселит душу. Но в хозяйстве не очень практично.
lion_house
Jan. 24th, 2012 07:44 pm (UTC)
Спасибо!

Как это бывает, народная память обернула все наизнанку. На самом деле, конечно, это не цари за хохломой бегали (хотя нельзя исключать, что кому-то из Романовых хохлома могла и нравиться), а крестьяне копировали декор царской посуды. Причем не только посуды, а вообще всего царского, боярского, городского. И до сих пор копируют - теперь не крестьяне, а сельчане.

И. В. Бусева-Давыдова в монографии "Время перемен. Россия XVII столетия" как раз и отмечала: "Ориентация на быт царя и его двора обнаруживается во всех слоях русского общества XVII в. ... Из этого (XVII – ЮТ) столетия берет свое начало и «золотая Хохлома» – народное подражание золотой царской посуде с помощью порошка олова и олифы… Откровенно имитационный характер подобных техник подтверждается воспроизведением в них тех же орнаментальных мотивов, что и на «высоких» образцах".
( 2 comments — Leave a comment )