brigitta_z (brigitta_z) wrote,
brigitta_z
brigitta_z

Categories:

Русская лаковая миниатюра. Федоскино

Красота необычайная. Федоскино, Палех, Мстера, Холуй представили миру самобытное искусство лаковой миниатюры - одно из ярчайших явлений культуры России. Корни его уходят глубоко в историю. Наряду с с традиционными крестьянскими росписями, иконописью и живописью второй половины ХVIII - XIX вв. русские лаки имели свой путь развития.
Лаками называют не только специальные кроющие жидкости, но и сами лакированные изделия из дерева, металла или особой бумажной массы - папье-маше.
Родина лаков - Япония, Китай, Персия. В Европе восточные лаки известны с XVI века, а уже в XVIII веке лаковыа табакерки, украшенные миниатюрами (английские, французские, германские) вошли в моду. Одним из крупнейших европейских центров производства таких изделий была фабрика Штобвассера в немецком городе Брауншвейге.
Так вот в 1795 году здесь побывал предприимчивый купец П. Коробов, оценил возможность использования лака на папье-маше, как очень прочного (вы не поверите) материала, дешевого, для массового производства изделий. Сказано-сделано, и в 1796 году Коробов открыл на окраине Федоскина фабрику, на которой первоначально было занято  около 20 человек. Главным источником дохода стало изготовление лакированных козырьков для фуражек и военных касок. Но прославили фабрику шкатулки-табакерки, на крышку которых наклеивалась специально изготовленная гравюра, сверху она заливалась прозрачным лаком. Сюжетами гравюр чаще были сражения русских войск, портреты и пейзажи.
Пожалуй, продолжение рассказа о фабрике и лаках будет в другой раз (как и о других росписях - тема неисчерпаемая, постараюсь сделать сериал:) А сегодня несколько слов о технологии. Так вот это папье-маше, пропитанное льняным маслом, при такой обработке исходный материал хорошо пилится, склеиваются отдельные детали, роспись выполняется масляными красками в технике многослойного письма. То есть последовательно наносятся и прорабатываются до четырех слоев живописи (подмалевки, прописи, лессировки, блики), каждый слой просушивается и покрывается лаком, за счет этого картинка выглядит "живой" под разными углами зрения (она же практически объемная за счет многослойности). В некоторых местах композиции врезался перламутр, наносились листочки сусального золота или напылялось серебро. Драгоценность фактуры дополняется письма плотного, непрозрачными красками с применением лессировок в верхнем слое, и письма "по-сквозному" (краски просвечивают одна сквозь другую, виноград "живой" - видны даже косточки). Продолжение следует...












Tags: Федоскино, лаки, лаковая миниатюра, роспись
Subscribe

  • Мезенская роспись

    Оригинал взят у ochendaje в Мезенская роспись “Очень часто окружающие нас вещи кажутся нам вполне естественными, мы воспринимаем…

  • Липецкая роспись

    На первый взгляд похожа на всем известную хохломскую роспись, ее и назвают "липецкая хохлома", практически та же технология, но в липецкой…

  • О писанках, крашенках и дряпанках

    Пасхальные яйца - известный русский сувенир, который уступает по популярности, пожалуй, только русской матрешке. В последние пару десятилетий интерес…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments